Вторник, 19.03.2024, 09:18
Приветствую Вас Гость | RSS



            
  Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
р.п.Лунино имени Артамонова Н.С.

442730, Пензенская область, р.п.Лунино, ул.Мясникова, 42, 8(84161)3-13-09, school1.lun@yandex.ru

Меню сайта

442730, Пензенская область, р.п.Лунино, ул.Мясникова, 42, 8(84161)3-13-09, luninoschool1@yandex.ru

Форма входа
Поиск

Листая страницы прошлого

 
Из истории Лунинской средней школы № 1
 
   Великая Октябрьская революция внесла коренные изменения в постановку просвещения. Неизмеримо возросло количество учащихся. Первое десятилетие Советской власти - это годы искания в работе школы. Менялись методы и формы работы, менялись названия школы. В 1919 году здание двухклассной женской школы сгорело. В этом же году женская и мужская школы объединились.
 
   С 1923 года школа стала называться единой трудовой школой 1 ступени. Это первоначальное ее название. Потом она именовалась школой №1, второй ступени, ШКМи в начале 30-х наша школа стала называться Лунинской средней образцовой школой. Она оправдывала это название. Директором школы до 1939 года был Немцов И. И., учителя: Пичахчи - математик, Немцова - литератор, Адонисов - математик, Милохова, Елизарова и другие были педагогически сильными людьми и пользовались заслуженным авторитетом.
 
   Школа быстро росла и, несмотря на то, что размещалась в 4-х зданиях, уже в 1937-1938 годах была вынуждена перейти на двухсменные занятия. В 1936 году в школе создается первичная партийная организация. В ней было 3 человека. Затем партийная ячейка стала расти. В этом же году начал работать первый учительский кружок по изучению истории коммунистической партии. Вообще, коммунисты играли авангардную роль в решении всех вопросов школьной жизни. Большинство учащихся - члены комсомола, хорошо работала пионерская организация, руководил которой Румпис Николай, погибший на фронте Великой Отечественной войны. В этот период выпускники школы у спешно сдавали экзамены, учились и кончали высшие заведения. В годы Великой Отечественной войны многие учителя и учащиеся старших классов ушли защищать Родину. Многие из них за самоотверженность и героизм отмечены высокими правительственными наградами. А двое: полковник Шильнов И.Г. и Артамонов Н.С., - удостоены звания Героя Советского Союза. В тяжелых условиях занималась школа в годы Великой Отечественной войны.
 
   Уже в августе 1941 года все школьные помещения были заняты под эвакогоспиталь. Средняя и семилетняя школы были слиты. Из них выделили 8 начальных классов и образовали начальную школу, которой представили каменное здание на Советской улице. Заведующей этой школы стала Краснова А. С. Средняя школа с трудом разместилась в двух деревянных зданиях семилетней школы и трех домах на солнечной стороне Оборонной улицы. Но даже в две смены трудно было разместить всех учащихся, поэтому часть их была отправлена в ближайшие школы. В 1942 году эвакогоспиталь был расширен, для чего средняя школа уступила два деревянных здания семилетней школы. Вместо этого ей было предоставлено несколько комнат на южной стороне первого этажа дома Советов. Стало ещё теснее. Не было топлива, электричества, не хватало учебников, бумаги, ламп. Число учащихся стало сокращаться: юноши старших классов уходили в ряды РККА.
 
   С большим напряжением сил работали учителя, укрепляя трудовую дисциплину, повышая успеваемость. Одновременно с этим педколлектив и учащиеся школы проводили огромную общественную работу, помогая району в своевременном выполнении сельскохозяйственных планов, особенно в период уборки урожая, для чего классы во главе с классными II руководителями и учителями направлялись на длительное время в отстающие колхозы и совхозы. Учащиеся успешно справлялись с порученным им I белом, за что школа часто получала благодарность. Учителя, комсомольцы, пионеры и все школьники много помогали I фронту: ежегодно собирали теплые зимние вещи для Советской Армии и V Эвакуированного населения, индивидуально и коллективно покупали облигации Государственных Займов и сдавали их в "фонд обороны". Каждый класс имел в госпитале подшефную палату, где учащиеся скрашивали жизнь больных бойцов своей художественной самодеятельностью, чтением книг и газет и т.д. В 1943 году учащиеся всей школы приняли активное участие в сборе средств на строительство эскадрильи боевых самолетов. Собрали и сдали более 20 тысяч рублей. На это И.В.Сталин ответил благодарностью, выраженной в специальной телеграмме на имя секретаря комсомольской организации Голубцова и председателя учкома школы - ученика 10 класса Болотина.

   Несмотря на все трудности в период Великой Отечественной войны в школе была очень развита художественная самодеятельность. Существовали сильные кружки: хоровой (руководитель Елизарова И.Ф.), драматический (руководитель Алмазова А.И.), духовой оркестр (руководитель Белинский Г.А.) Проводились хорошо подготовленные художественные концерты в школе, РДК и окрестных селах. Успешно работали спортивные кружки под руководством преподавателей физкультуры Сучкова С.М. и Мыльникова Д.А., погибших во время Великой Отечественной войны. Систематически проводились предметные кружки: физический, химический, математический, литературный, исторический, юных натуралистов и другие.
 
   После окончания Великой Отечественной войны в 1945 году госпиталь был расформирован и все школьные здания освободились. На отпущенные 80 тысяч рублей произвели ремонт, и школа вернулась в свои корпуса.Новый, уже мирный 1945 -1946 учебный год учителя и учащиеся начали с большим подъемом, с безграничной радостью и гордостью за Советскую Армию, за наш народ, с чувством глубокой благодарности Советской власти и Коммунистической партии. Начинается новый послевоенный период жизни школы. Много трудностей испытывала школа: требовали капитального ремонта корпуса, не было наглядных пособий, не хватало инвентаря, классных комнат, а число учащихся из года в год росло.
 
   В 1949 году открылась Лунинская семилетняя школа. В 1952 году в средней школе был открыт интернат, капитально отремонтирован первый корпус, но больший размах получила борьба за улучшение материальной базы школы с 1952 года, когда директором школы стал Фокин А.П. За эти годы капитально отремонтированы все деревянные корпуса школы, а в 1958 году построено каменное двухэтажное здание на 450 мест.
 
   В 1967 году, юбилейном году, к основному корпусу пристроен еще корпус на 450 мест. Таким образом, все 30 классов школы получили возможность заниматься в одну смену. Школа имела все необходимые наглядные пособия, технические средства, имела свой радиоузел, киноаппаратуру, большую библиотеку, необходимый спортинвентарь, духовой оркестр. Из года в год росла успеваемость: если в 1958 году она составляла 80%, то в 1967 году - уже 92%. К юбилею Советской власти школой была проведена большая работа по краеведению. Каждый класс выполнил специальное задание, все материалы по жизни района были художественно оформлены в школьном краеведческом музее.
 
   Учителя и учащиеся собрали богатый материал о жизни Лунинского района и школы. Были проведены встречи со старыми коммунистами р.п. Лунино. Приезжал и первый директор Лунинской МТС Макаров М.А., приезжала бывшая партизанка отряда Медведева - Камнева А.Н., узница нескольких фашистских концлагерей Абросимова А.И. и т.д. Учащиеся ездили на экскурсии в Москву, Ленинград, Ульяновск, Лермонтова, Белинский.
 
   В школе работало много предметных кружков, особенно славился физический кружок, руководителем была Поликарпочкина В.И.. Университет литературы и искусства имени М.Ю. Лермонтова возглавлял заслуженный учитель РСФСР Крылов А.П., возглавляли математические кружки ДикополоваВ.Г., Щенникова Т.Н. и т.д. Хорошо работала комсомольская организация школы, которой руково¬дила энтузиаст своего дела Людинина Г.И. Большинство учителей давало прочные знания учащимся, доказательством этого являлось то, что ежегодно большинство выпускников поступало в высшие учебные заведения.
 
   Особенно славились учителя математики, физики, литературы, химии и многие другие. Ученики во многом помогали колхозу, совхозу, с/х опытной станции. В 1964 году учащиеся старших классов принимали участие в электрификации района под руководством учителя физики Ионина В. И., электрифицировали деревню Марьевку и другие населенные пункты. В 1966-1967 годах проводили лекции по истории своего края среди населения.Школьные спортсмены занимали часто первые места в области в спортивных соревнованиях. В школе имелся большой фруктовый сад, который находился в образцовом порядке, благодаря труду биологов: Смирновой Е.Л., Кривошеевой М.Т. и всех учащихся.
 
   В 1967 году вся страна отмечала пятидесятилетие Советской власти в СССР. К этому событию готовилась вся страна, готовились и школы, Каждый класс выполнил определенное задание по изучению истории нашего пи, и частности нашего района. Учителя и учащиеся собрали богатейший материал и художественно оформили его в собственном краеведческом музее.
 
   Для школы празднование юбилея совпало с другими юбилеем - Столетием школы.
 
  Следует упомянуть, что 20 мая 1967 года нашей школе было присвоено имя Героя Советского Союза Артамонова Н.С., бывшего выпускника школы, летчика - истребителя, погибшего в марте 1945 года на фронте Великой Отечественной войны, что 50% учителей Лунинской средней школы являлись ее выпускниками. Ее воспитанниками являлись следующие товарищи: профессор Московского университета Тетюрев В. А., врач Лунинской больницы Полетаева М.В., главврач района Ивашин Б.В., кандидат исторических наук Ионкина Т.Д., кандидат технических наук Хватов М. Г., кандидат химических наук Кортиков А.П., ст. научный сотруд¬ник г. Мытищи Дикополова В. В., главный геолог Б AM разведки Зайцев Ю.М., Константинов Д. П. - конструктор вертолетов в г. Москва, Доспехов Б. А. - доцент Тимирязевской Академии, Лонина Н.А. - ст. научный сотрудник в г.Дубно, зав. Лунинским РOIIO Титов И. А., начальник цеха в г. Куйбышеве Мартынцев С.Д., Фокина Н.Р.. - инженер НИИ в Харькове и др. Но самым ценным и решающим фактором в работе школы был большой, дружный, активный и работоспособный педагогический коллектив. Из 57 учителей имели соответствующее образование 54 человека, 95 % коллектива составляли учителя, работавшие в школе от 10 до 30 лет. Среди этих учителей было много, в полном смысле этого слова, мастеров педагогического труда: Дикополова В.Я., Валяева М.А., Крылов А.П., заслуженный учитель школы РСФСР, Щенникова Т.Н., Капустина Л.Н., Тарасова И.С., Чудина П.В., Коробова М.А., Погожева СМ., Бочкарев Т.Е., Мыльникова Т.П. и многие другие. Наличие опытного и трудоспособного коллектива помогало школе правильно решать вопросы обучения и воспитания. Об этом свидетельствовал тот факт, что 60-70' % выпускников школы успешно поступали, учились в высших учебных заведениях.

   В 60-е годы в школе трудился дружный, работоспособный коллектив учителей начальных классов: Ведерникова В.П., Коробова М.А., Краснова А.И., Тарасова Е.Ф., Бочкарева Т.И., Каткова В. А., Погожева СМ. Старшие были во всех хороших начинаниях и делах наставниками молодых. В июне 1969 года при Пензенском ИУУ были организованы очно - заочные курсы учителей начальных классов, которые дали "добро" на работу по новым программам с 3-х летним обучением в начальных классах. Е.Ф. Тарасова и Т.П. Бочкарева, отучившись на курсах, затем в течение всего учебного года все свои уроки сделали "открытыми" для каждого учителя первого класса. А во втором полугодии на базе школы уже проходил областной семинар по введению новых программ с 3-х летним обучением в действие.
 
   Сколько интересных, увлеченных людей трудилось тогда в педагогическом коллективе! Учитель физического, а потом трудового воспитания А.В. Любимов заочно учился в Рязанском педагогическом училище, библиотекой заведовал Г.А. Белинский. Лаборант Н.В. Мартынова играла на вечерах на гитаре и прекрасно пела. Какой мужественной всегда была эта замечательная женщина, вдова фронтовика-учителя. Школа жила увлеченной жизнью. А.В. Любимов готовил детей к областной спартакиаде школьников. Е.Л. Смирнова заведовала пришкольным участком, где проводились интересные научные опыты. В эти годы в школе хорошо развивалась художественная самодеятельность; среди участников ее были учащиеся Александр Казанцев, Лида Павлова, Валя Турина, Нина Тимохина, Инна Автомеева и другие. Праздники, красные даты календаря всегда отмечались с размахом.
 
   В эти годы о здоровье членов педагогического коллектива заботились, и многие учителя выезжали на санаторно-курортные лечения. Из воспоминаний Лидии Степановны Успенской: "В начале 60-х годов школа насчитывала в старших классах до 8 параллелей. Такое было время - получить среднее образование. На весь район тогда была одна средняя школа, и в нее приходили учиться дети многих сел. Школа работала в едином творческом порыве, были выработаны единые требования: повысить качество обучения, дать прочные танин большинству учащихся. В центре обучении был урок, тщательно подготовленный, расписанный по минутам, снабженный наглядными пособиями, раздаточным материалом. Неукоснительно требовалось высокопрофессиональное объяснение нового материала, его практическое закрепление (по разным предметам - разные формы), доступное дли каждого ученика, своевремен¬ное задание, "не наспех". Требовалось, чтобы 60 % учебного материала уче¬ник получал на уроке и лишь 40% - ни домашних заданиях. Был строгий контроль за соблюдением этих требований, причем постоянный. А классы, как всегда, были с разным уровнем подготовки.
 
   В эти 60-е годы в школе про должали работать наши маститые учителя, с большим стажем преподавания, а рядом мы, в основном бывшие ее ученики, с такой "твердой опорой " перенимающие опыт своих учителей: Анны Федоровны Зотовой, Анны Дмитриевны Алмазовой, Варвары Ивановны Слезкиной, Веры Григорьевны Дикополовой, Евгения Христофоровича Васильева. И всем этим педагогическим процессом руководила завуч школы Анна Дмитриевна Алмазова».С 1961 года школа считалась одиннадцатилетней с производственным обучением. Заведующим учебной частью по производственному обучению был назначен Н.Н. Поликарпочкин, а учителем машиноведения Виктор Иванович Цыпцын. В этом учебном году в школе прошел большой и интересный вечер, посвящённый 250-летию М.В. Ломоносова. Учащиеся собственными силами оборудовали стенд о жизни и деятельности великого ученого. Более 40 учащихся получили за это благодарности, а также коллективы народных инструментов, духового оркестра, хора. К 1963 году особенно хорошо работал литературный кружок. Ее чле¬нами были Елена Сапожникова, Василий Золотов, Юрий Зорин, Александр Казанцев и многие другие. За активное участие в проведении литературных вечеров почетными грамотами были награждены 19 учащихся, а 14 получили благодарности в личные дела. Процветало швейное дело.
 
   Летом иного года 14 учениц получили благодарности за пошив платьев па производство. Всего же было в этом учебном году на базе школы более 20 кружков. Среди них: русского языка (5-8 кл.), изобразительного искусства, драматический, литературы и искусства старших классов, хоровой, духовой, библиотечный, фото, радио, технического моделирования, краеведения, географический, химический и 10 предметных секций. Набирает темпы производственная практика. За активное участие в ней 10 учащихся были премированы ценными подарками, а 11 получили благодарность. Среди них: Улыбина Людмила, Яковина Людмила, Степанов Александр, Назаров Владимир и другие. Из воспоминаний Лидии Степановны Успенской: "Чтобы добиться высокой успеваемости учащихся, конечно, мало было даже дать все уроки отлично. Нужны были дополнительные занятия индивидуальная работа с учащимися. Поэтому с 4-х - 5-и часов вечера школа как бы начинала вторую смену занятий, но у лее по группам, приглашая тех учащихся, которые готовились к поступлению в высшие учебные учреждения, и тех, кому трудно усвоить материал того или иного предмет. Вечером неизменно этой работой руководил Николай Михайлович Шмонин. Математик по образованию, он очень понимал целесообразность этой работы. Школа всеми вечерами светилась огнями. "Засиживал иногда допоздна, ученики не спешили на улицу, школа была для большинства учащихся "родным" домом. И только по звонку Ульяны Федоровны (Уляши), которую звали в школе сторожем порядка, должны были беспрекословно разойтись по домам, ведь ей еще предстояла работа: сделать вечернюю уборку в школе."

   С 1964 года по окончанию учебного года стали проводиться фестивали знаний. Особенно ярко и качественно они проводились в начальных классах. Очень ответственно подходили к подготовке и проведению их учителя начальных классов. Краснова Н.Г., Ведерникова В.П., Погожева СМ., Мыльникова ТП., Тарасова Е.Ф., Коробкова М.А., Бочкарева Т.Н., Карпова Директор школы А.П. Фокин объявил им всем благодарность.

   Вспоминает Мария Тихоновна Кривошеева:

   "С целью знакомства с природой и экономикой родного края в 60ш учителями географии, мной, Валентиной Антоновной Петрищевой, а так же физруком Анатолием Ивановичем Калякиным проводились турпоходы по родному краю. Так, чтобы установить, где находится исток реки Шукша, был совершен марш-бросок от устья до истока. А это в Мокшанском районе, недалеко от Рамзая. Путешествуя по течению реки, ребята н вали в селе Суворове. Там им рассказали о пребывании А.В. Суворова а | селе, о том, как была построена сельская церковь, как первый кирпич фундамент заложил сам полководец. Ребята посетили церковь. Попы в гостях у героя Второй мировой войны Поцелуева. Он был партизаном, воевал в отряде знаменитого Медведева. В эти же годы учащиеся 5-Х I классов дважды ходили в поход в город Никольск. По пути посетили стекольный завод на Верхнем Шкафте, узнали его историю. Познакомились с историей стекольного завода в Никольске, в котором побывали в цехах, увидели много интересного. В эти годы туристические отряды учащихся побывали в Городище на мебельном комбинате, на комбинате пищепрома станции Сура, в Нижнем Шкафте посетили суконную фабрику местного значения, побывали на реке Айва."

  Развивается спорт. Отлично сдавали нормы ГТО первой ступени учащихся 11 классов, среди них Анатолий Ловков, Александр Ушаков, Виктор Комаpoв и другие. Ребята 8-х классов не отставали от своих сташеклассников и так же успешно сдавали нормы БГТО. Это НиколайЦыбарёв, Николай Чудин, Александр Бордадымов, Евгений Груненков и многие другие. Набирал силу духовой оркестр. И вот уже 10 ребятам, членам этого замечательного коллектива, объявлена благодарность.

   Среди них А.Симонов, Г.Новичков, А.Натолин. Из воспоминаний Лидии Степановны Успенской:В 60-70-ые годы в школе практиковалась система подведения предварительных результатов работы за четверть. За две недели до окончания четверти классный руководитель с развернутой ведомостью успеваемости (а заполняласъ она оценками в конце каждой недели ) и учителя, работающие в классе, приглашались в кабинет директора с материалами, удостоверяющими дополнительную и индивидуальную работу с учащимися. Это был ' не "вызов на ковер ", а смотр работы учителя- предметника, и главное - не проследить момента, кому из учащихся нужно помочь в освоении знаний по тому или иному предмету. Здесь наглядно была видна характеристика " учебной работы класса, не было обезлички труда учителя.

   Многие учителя занимались летом 1964 года с группами молодежи допризывного и призывного возраста. Это математики Александр Иванович Белоножкин, Людмила Ивановна Инина (Козинова), учителя русского языка Елизавета Николаевна Евсеева (Алексеева) и Валентина Сократовна Любимова.

   Почти все учителя принимали участие в воскресниках по выгрузке кирпича для вновь строящегося здания школы. Среди них Маргарита Александровна Валяева, Ираида Сергеевна Тарасова, Николай Николаевич Поликарпочкин, Александр Петрович Крылов, Елизавета Николаевна Евсеева и многие другие. Наполнняемость интерната при школе составляла в 1964 году 39 человек. В этом же году состоялось VII Межвузовская Лермонтовская юбилейная научная конференция в связи со 150 - летием со дня рождения поэта.

    Александр Петрович Крылов, учитель русского языка и литературы, был её участником и выступил с докладом. Доклад вызвал большой научный интерес, и А.П. Крылову была объявлена благодарность. В школе тоже был проведен Лермонтовский вечер. Особенно на нем отличился 11 "Б" класс, где классным руководителем была Мария Тихоновна Кривошеева. Многие учащиеся получили благодарность от администрации школы. Это Березин Олег, Арестов Виктор, Скворцов Владимир, Купчинин Юрий, Панькин Иван.

   Вспоминает Л. С. Успенская:

   "Переход на 11 -летнее обучение поставил перед школой решения новых задач. Росло поступательное движение - получить высшее образование. Нисколько не погрешу истиной: выпускникам Лунинской средней школы по плечу было " атаковать" столичные вузы, вузы крупных городов и успешно их заканчивать. А вузы г. Пенза были буквально "заполнены" лунипцами.

   Приведу один только пример результатов поступления. Мой класс насчитывал 34 выпускника, из них 32 получили высшее и средне-специальное образование. Интересен и тот факт, что было выбрано много профессий: инженера, учителя, фармацевта, геолога, медработника, работника тор­говли, военного образования (и авиация, и танковое училище и другие), рыб­ный институт. В итоге этот класс продолжал свое образование в Москве (МГУ), Казани, Горьком, Астрахани, Пензе и других городах. Из выпуск­ников этого класса один доктор технических наук - Гагарин Владимир Геннадьевич (внук Анны Федоровны Зотовой), Василий Кортиков - кандидат математических наук, полковник Отгулев Юрий (посмертно), авиатор Земский Виталий (сейчас в отставке, трудится на Лунинской родине). Работа разбросала их на большой территории: и Москва, и Казань, и Ульяновск, и уже заграница - Киев, Тирасполь (Молдова), и далекая Сибирь. Дружны до сих пор. Каждый год в течение ряда лет встречаются народ­ной Лунинской земле, а десятеро связали свою судьбу с малой родиной. И уникальное явление этого выпуска - три классных семьи: Земских, Федорюковых, Богомоловых. И таких классов был не один.

   Но перед школой была поставлена и другая, не менее важная задача: подготовка кадров для местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

  Дирекция школы успешно справлялась и с этим заданием. Была четко организована и укреплена база для успешной работы по трудовому обучению учащихся. Большая заслуга в этом нелегком деле принадлежит двум директорам школы - Иванову Михаилу Борисовичу и Фокину Александру Павловичу, учителям - трудовикам, в прямом смысле энтузиастам своего дела. Это Земский Леонид Ильич, Успенский Владимир Константинович, Виктор Иванович Цыпцын. Они своими руками создали слесарную и сто­лярную мастерские, кабинет машиноведения, мастерские славились в областном масштабе, здесь проводились районные и областные семинары по трудовому обучению. Занимались в мастерских как мальчики, так и девочки. Но вскоре четвертый корпус стал тесен для занятий, и начала школа стро­ить (больше своими силами) отдельный корпус. Выпускникам - юношам вместе с аттестатом зрелости вручались трудовая характеристика и удостоверение машиниста - тракториста IIIкласса. Это была колоссаль­ная работа, часть выпускников сразу оформлялась на производство, их без всякой проволочки брали в трудовые коллективы. Этой работой руководил в течение многих лет первый заведующий мастерскими Владимир Констан­тинович Успенский. Второй, не менее важный цех, создала Зинаида Ива­новна Шаимова - швейный. Не одна семья приносила признательность этому внимательному и требовательному учителю.

    В 1965 году школьный спорт, продолжает развиваться. Особенно бас­кетбол. Девять учащихся получают I разряд ( Кривое Александр - 7 "В", Марфуточкин Александр - 8 "В", Тарасов Николай - 7 "А" и другие ) , 4 учащихся - 2-ой и 3-ей разряды. 43 учащихся успешно сдают нормы ГТО 1-ой ступени. Среди них: Барашенков Николай - 11 "Б", Дюжаев Лев - 11 "А ", Тургенев Геннадий - 11 "А " Бедикин Вячеслав - 10 "А ". Чернов Нико­лай -11 "В" и другие.

   Трое учащихся окончили школу с золотой медалью (Сатчикова Татьяна, Друзина Ольга, Шамардина Лидия), а 12 выпускников получили сереб­ро. В школе работало 18 кружков (радио, физический, юннатов, краеведе­ния, литературный и т.д.), все их вели в основном учителя - предметники.

   Духовым оркестром в 1965 году руководил Виктор Петрович Бравв. В 1966, 1967 годах кружков уже было 22, а предметных секций - 8. Хорошо работал драматический кружок, которым руководила А.И. Алмазова. Развивается волейбол. Третий спортивный разряд по волейболу присваивается 34-ем учащимся, второй разряд по баскетболу - 11, второй юношеский по баскетболу получают 16 учащихся, а 24 - получают благодарность за активное участие в спортивной работе .

   Заместителем директора по воспитательной работе с марта становится Валентина Сократовна Любимова,большим уважением ребят пользуются учителя истории, обществоведения Александра Порьфирьевна Болышева и Геннадий Иванович Валяев, участники областного совещания учителей в г. Пензе. В школе продолжает совершенствоваться туристическая работа. Большая группа учащихся совершает туристическую поездку в г. Волгоград под руководством учителей Елизаветы Николаевны Силкиной и Ираиды Сергеевны Тарасовой. С 10 октября 1968 года завучем по учебно-воспитательной работе становится Тамара Васильевна Гуськова. С16 августа 1969 года учителем русского языка и литературы стала работать Татьяна Степановна Жиркина.
 
   Из воспоминаний Татьяны Степановны Жиркиной:

   "В 1969 году я вошла в состав учителей средней школы №1. К этому времени школа приобрела новый внешний облик, в ней уже работало учите­лями много ее бывших выпускников. Коллектив оказался мне близким и род­ным. Наполняемость классов была 45 - 48 человек. Работать было трудно, но избранный путь - быть учителем - не позволял с прохладцей относиться к учебному процессу. Приходилось целые дни проводить в школе, ведь после уроков шли внеклассные мероприятия. Кроме всего, надо было воспитывать в детях и порядочность человеческую. Те классы, где я работала классным руководителем, жили под девизом: "Помни! Тебя окружают люди! А если хочешь, чтобы к тебе хорошо относились окружающие, то ты постарай­ся для них сделать лучше, чем они могут тебе ". Под таким девизом я сде­лала три выпуска десятиклассников. И сейчас с гордостью могу сказать, что те дети, которые прошли через мои руки заняли в жизни правильную позицию. По сей день я встречаю своих учет/ков как "родных детей". Это радует меня. Я благодарна школе за то, что не оказалась в забвении у ее коллектива."

   В 70-е годы школа перешла на кабинетный метод обучения учащихся. В 1972 году было вновь оборудовано и открыто 9 кабинетов и дооборудованы действующие 5.

   "В 70е годы в школе проводилось очень много мероприятий, - вспоминает Отличник народного просвещения РСФСР, бывший учитель физики Люд­мила Николаевна Капустина. - Вечера, диспуты, поездки в театр, на экс­курсии в г. Пензу и другие города области и СССР. Александр Петрович Крылов вел литературный университет, где ученики читали стихи, слу­шали музыку, знакомились с творчеством писателей и поэтов, читали свои стихи и рассказы. Проводились огоньки, посвященные знаменательным датам ".

    Василий Иванович Грачев - бессменный человек спортивного зала. Спортивный зал работал с утра до вечера.

   Воспоминает Л. С. Успенская:
 
   " А какие интересные мероприятия проводила школа каждую субботу! Предметные декады обычно завершались интересными вечерами по ис­тории, физике, химии, литературными, спортивными, по курсу военного дела. Всегда на них главная роль отводилась ученикам. Заканчивались они тоже интересно. Вот эпизод: проводится билейный Тургеневский вечер. Слово учителя - словесника о писателе, обязательно сообщения, доклады, чтение стихов в прозе, самой прозы. А в заключение? Тургеневские мальчики из "Бежина луга" у костра. Успех полный. Вот эти мальчики:Кокнаев Анатолий, Самойлин Владимир, Бочкарев Геннадий, Симонов Виктор ..."

    Школа каждый день принимала "гостей" - учителей сельских школ, А сколько проводилось на базе школы олимпиад, семинаров разного уровня! В такие дни (а их было много) каждый урок объявлялся открытым.

    С 1 июля 1970 года на основании Постановления СМ СССР Л» 289 от 29 апреля 1968 года, соответствующих приказов и директив Министров Просвещения СССР и РСФСР, приказа Пензенского облоно в школе была введена начальная военная подготовка. Военруком был назначен Валентин Федорович Шкуров. В октябре 70-го в районе состоялся комсомольско-проф-союзный кросс. В этих соревнованиях команда школы заняла 1 -ое место. Стала проводиться игра " Зарница ". Эта военно - спортивная игра прохо­дила ежегодно в два этапа (подготовительный и проведение боевых опера­ций.) Начальником штаба назначался всегда В.Ф. Шкуров. Назначались обязательно: начальник технического снабжения, начальник оперативной группы, начальник медслужбы, связи, командиры рот. В этих должностях пришлось побывать учителям В.К. Успенскому, И.М. Моисееву, А.Н. Ащеп-ковой, Г.И. Валяеву, А.Н. Калякину, А.В. Корнееву, А.В. Любимову. По­стоянно занимали первые места в районных соревнованиях по стрельбе из мшюкалиберной винтовки на 25 метров. Тон здесь задавали А.Д. Орехова, В.Ф. Шкуров, А.И. Калякин, В.К. Успенский и капитан команды В.И. Грачев.

   Начиная с 1972 года, ребята 10-х классов успешно сдавали нормы на шачок ГЗР. Вся военно - спортивная работа и, в частности, военно - спортивная игра "Зарница" имели большое значение для подготовки будущих защитников Родины. В ходе игры у ребят укреплялось здоровье, совершенствовались физические и волевые качества: сила, ловкость, смелость, решительность, дисциплинированность, умение держать себя в строю, действовать в трудных условиях. Например, в 1973 году уже 49 мальчишек получили серебряные и золотые значки комплекса ГТО.

   Среди учащихся школы было много отличников начальной военной подготовки.Их имена заносились на специальную "Доску отличников", многим объявлялась благодарность. В школе был создан и успешно работал специальный Совет по военно-патриотическому воспитанию. Его возглавила завуч школы В.А. Петрищева. Для занятий по НВП ввели единую форму (для юношей и деву­шек 9-10-х классов). В 1974 году отлично прошел месячник оборонно - массовой работы, посвященной 56 - ой годовщине Советской Армии и Военно-морского флота. Проводились лекции, беседы, кинофестивали, встречи с ветеранами гражданской и Великой Отечественной воин. В педагогичес­ком коллективе тоже трудились участники Великой Отечественной вой­ны. Среди них: Чудина А. В., Автомеева А.И., Любимов А.В., Валяев Г. И., Успенский В.К., Моисеев И.М., Автомеев И.П., Периастров А.Д., Тесное Н.И. Они были ярчайшим примером для младших коллег и учащихся во мно­гих делах и начинаниях. В 1974 и 1975 годах вся военно-патриотическая работа была подчинена 30- летшо со дня Победы советского народа в Вели­кой Отечественной войне.

   Вот список учителей, которые своим каждодневным кропотливым трудом создавали растущий авторитет школы, и проработали в ней не один десяток лет: Болдиновская Евдокия Алексеевна, Бочкарева Мария Ивановна, Болышева Александра Порфирьевна, Крылов Александр Петрович, Кривошеева Мария Тихоновна, Свищева Елена Семеновна, Тесаева Прайда Сергеевна, Чудика Антонина Васильевна, Шкуров Валентин Федорович, Успенская Лидия Степановна, Грачев Василий Иванович, Успенский Владимир Константинович, Суркова Антонина Петровна, Капустина Людмила Николаевна, Щенникова Тамара Назаровна. И пришедшие - совсем молодые - Корнеев Анатолий Васильевич и Калякин Анатолий Иванович. В школе много лет трудились и семейные пары: Любимовы, Земские, Поликарпочкины, Валяевы, Успенские.

   В 1973 году на базе опытной с/х станции организуется спортивно - трудовой лагерь для учащихся 9-х классов (две смены). Начальниками лагерных смен стали А.И. Калякин и К,П. Ходаков. Воспитатели: Е.С. Свищева, Т.С Зимина, С.С.Тюгунова, А.В.Чудина, А.Д. Орехова. Разработа­ли план воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы, Распределили труд и отдых. Комитет комсомола совместно с администраци­ей лагеря создал органы ученического самоуправления. Так рождался ла­герь труда и отдыха "Прометей ".

   Пребывание детей в лагере воспитывало коллективизм, любовь к труду. Лагерь работал потом все годы в 3-й смены. Отводился участок земли под свеклу, и дети ее обрабатывали от посева до уборки. Находясь в лагере круглосуточно, дети чередовали труд с отдыхом. Помогали выращивать другие овощные культуры, участвовали в прополке зерновых, а осенью по­могали убирать картофель.

    В 1979 году в школе произошла традиционная встреча выпускников 1941 года. Но приехать смогли не все. Из бывшего 10 "А " класса было пятеро: Крылов А.П., Богачкина Т., Шкуров Е.Ф., ЗахароваТ.Г. (Полосина), Нестерова А. Из бывшего 10 "Б" класса было только трое: Абрамов С.Ф., Кривошеева М.В. и Писарева О.П. На вечере рассказывали о том, как у каждого сложилась послевоенная судьба, а потом была встреча за круглым столом в квартире бывшей учительницы школы Анны Дмитриевны Алмазовой. О выпусках 1941-ого года подробнее можно прочитать в воспоминаниях выпускницы того года из 10 "Б" класса Кривошеевой Марии Тихоновны, Этот материал находится в музее школы.   
 
 
Новости
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0