Воскресенье, 05.05.2024, 19:22
Приветствую Вас Гость | RSS



            
  Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
р.п.Лунино имени Артамонова Н.С.

442730, Пензенская область, р.п.Лунино, ул.Мясникова, 42, 8(84161)3-13-09, school1.lun@yandex.ru

Меню сайта

442730, Пензенская область, р.п.Лунино, ул.Мясникова, 42, 8(84161)3-13-09, luninoschool1@yandex.ru

Форма входа

442730, Пензенская область, р.п.Лунино, ул.Мясникова, 42, 8(84161)3-13-09, luninoschool1@yandex.ru

Категории раздела
Поиск

Из опыта работы

Главная » Файлы » Русский язык и литература

Тропинки в мир литературы. Поэзия.
12.10.2010, 14:54
Цели урока:
1. Показать отличие поэтической речи от прозаической; помочь увидеть красоту и выразительность поэтической речи.
2. Знакомить с основными литературоведческими понятиями. Обучать выразительному чтению.
 
Оборудование: Портреты русских поэтов. Магнитофон Компьютер
 
Эпиграфы урока:
 
Стихотворная речь острее и легче прозаической. Она быстрее летит и легче поражает цель.
А.С.Пушкин
 
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели…
С.Я.Маршак.
 
…вызвать восторг, заставить заучить, затвердить на всю жизнь мысль могут только стихи.
 Н. Асеев
 
Оргмомент.
 
Настрой на урок. .Вступительное слово учителя.
 
Мы уже много читали, заучивали наизусть разные тексты разных авторов. И мы понимаем, что волновать душу может только то произведение, которое написано талантливо, ярко, правдиво, затрагивает чувства. Замечательный поэт С.Я.Маршак справедливо считал, что талантливым должен быть не только писатель (или поэт), но и читатель, который должен понять то, о чём хотел сказать автор, проникнуться его чувствами и настроениями. Мы делаем первые шаги к овладению читательским мастерством. И поможет нам в этом поэзия.
 
Запись темы урока : «ТРОПИНКИ В МИР ЛИТЕРАТУРЫ, ПОЭЗИЯ»
 
   Работа с текстами, записанными на доске и выученными наизусть двумя учениками.
 
1. Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно хорошо было кругом. (Мамин - Сибиряк)
 
2. Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. (С.А. Есенин) . Вопросы классу: О чём эти тексты? Какова их тема? (Зима) Что ещё объединяет эти тексты? (Радостное, бодрое настроение) Какими словами это подтверждается? В чём различие между текстами? (Поэзия - проза) Как вы думаете, в чём различие между поэзией и прозой? (Мнения учащихся) Так что же такое СТИХОТВОРЕНИЕ? Запись на доске: Стихотворение – написанное стихами произведение преимущественно небольшого объёма, выражающее душевные переживания. Для него характерны ритм и рифма. РИТМ – чередование каких – либо элементов (звуковых, речевых) с определённой последовательностью. РИФМА – созвучие концов стихов. СТИХ – одна строчка стихотворения. Вопрос классу: -Так для чего же нужны стихи? Ведь в обычной ситуации мы с вами стихами не разговариваем. Зачем нужна поэзия? (Мнения учащихся) Учитель:
 
-А для чего нужны цветы? Музыка? Живопись? Для красоты. Хорошо, когда человек понимает красоту! Всё это украшает нашу жизнь, волнует человеческую душу. Чтобы лучше понять, послушайте одну удивительную историю
 
ЗВУЧИТ МУЗЫКА (рассказывают специально подготовленные дети)
 
Жил-был город. Дома в нём были высокие, улицы широкие, светлые, но какие-то одинаковые. Даже сами жители могли в них заблудиться. Да и люди в этом городе были очень похожими, и вот почему: они не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому. Когда им было больно или холодно, они плакали, хмурились. Но никому в голову не приходило нахмуриться и загрустить, когда небо покрывалось тучами или когда кто-то другой печалился. Никто не улыбнулся от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца, которые запутались в листве деревьев. И жил в этом городе один чудак. Он подолгу смотрел, как падают листья, мог беседовать о чём-то с воробьями, мог даже записать, о чём шелестят между собой деревья. А порой произносил фразы, которые казались жителям города странными и непонятными, вроде таких: Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в неё есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. И был в этом городе большой старый сад. В нем росли деревья, пели птицы, распускались цветы. Но люди этого не замечали. Они приходили в сад подышать воздухом, ведь это полезно. И только чудак приходил любоваться красотой этого сада. Стоило ему появиться, как к нему опускали ветки деревья, к нему тянулись головки цветов, для него пели птицы. Ведь чудак замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом рассказать. И благодарный сад становился ещё прекраснее, открывая человеку свои тайны. Представьте себе… Сентябрь. Облетают листья. Ночью был первый заморозок. Ещё вчера цвели георгины. А сегодня что случилось с ними? Как бы сказали об этом жители города? Вот так: «Цветы завяли. Надо их вытащить и вскопать клумбу.» А наш чудак, посмотрев на цветы, написал: Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил своё чело. Дохнул сентябрь. И георгины Дыханьем ночи обожгло. Да, чудак умел видеть красоту природы, радоваться ей. Он хорошо знал жизнь зверя и птицы, умел понять горе и радость любого живого существа, так как чувствовал их горе и радость как свои. И даже игрушку он мог сделать живой, рассказать о ней удивительную историю. (Девочка читает стихотворение В. Луговского, держа в руках плюшевого медвежонка) Девочке медведя подарили. Он уселся, плюшевый, большой, Чуть покрытый магазинной пылью, Важный зверь с полночною душой. Девочка с медведем говорила, Отвела для гостя новый стул, В десять спать с собою уложила, А в одиннадцать весь дом уснул. Но в двенадцать, видя свет фонарный, Зверь пошёл по лезвию луча, Очень тихий, очень благодарный, Ножками тупыми топоча. Сосны зверю поклонились сами, Всё ущелье начало гудеть. Поводя стеклянными глазами, В горы шёл коричневый медведь. И тогда ему промолвил слово Облетевший многодумный бук: - Доброй полночи, медведь, здорово! Ты куда идёшь – шагаешь, друг? Не ходи, тебя руками сшили Из людских одежд, людской иглой. Медведей охотники убили. Возвращайся, маленький, домой. Кто твою хозяйку приголубит? Мать с отцом встречают Новый год, Домработница танцует в клубе, К девочке мохнатый сон идёт. Ты лежи, медведь, лежи в постели, Лапами не двигай до зари И щеки касаясь еле –еле, Сказки медвежачьи говори. Путь далёк, а снег глубок и вязок, Сны прижались к ставням и дверям, Потому что без полночных сказок, Нет житья ни людям, ни зверям. (продолжение сказки) Вот такие стихи рождались у чудака, когда он бродил по городу и саду, когда вспоминал виденное и слышанное. Его стихи слушали деревья в саду, звери и птицы. А люди не хотели слушать и понимать. Но ведь человеку трудно , когда его не слышат и не понимают. И чудак ушёл из города. Он ушёл искать людей, близких ему. А сад ждал своего друга. Повяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал. Жители города не могли понять, отчего это происходит. И вот кто –то вспомнил про чудака. Его нашли и сказали: «Наш сад погибает. Верни его нам.» Чудак пришёл в умирающий сад, и…случилось чудо. Сад ожил, и люди увидели, как он прекрасен. Они поняли и того, кто вернул им красоту и радость. И никогда больше они не станут называть его чудаком, а назовут ПОЭТОМ. Ведь поэзия учит понимать красоту окружающего мира, открывает им души других людей, цветов и деревьев, зверей и птиц. Поэзия делает человека лучше, передаёт ему чувство сострадания и любви ко всем живым существам. И люди поняли это и полюбили стихи. Учитель:- Ребята, легко ли сочинять стихи? (Мнения) Стихи сочинять трудно, потому что слово – великая загадка поэзии, и надо уметь им пользоваться. .Проверка домашнего задания. ( Написать стихотворение по предложенным рифмам):
 
 ………………………………..тает, ………………………………..от земли. ………………………………..расцветает, ………………………………..журавли.
 
Сравнить со стихотворением А.Толстого:
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
 
ВЫВОД: Очень важно настроение радости, ликования природы от наступления весны, наблюдательность. Именно этого недоставало вашим стихотворениям. Некоторые потому и не любят стихи, что не умеют вдумываться в слово, фантазировать, не видят красоты и выразительности поэтического слова. Но не только вы, ребята, пока ещё неудачные поэты. Посмотрим, как сочиняют стихи Незнайка и Цветик из произведения Н.Носова. . ИНСЦЕНИРОВАНИЕ Незнайка. Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом. Цветик. А у тебя способности есть? Незнайка. Конечно, есть. Я очень способный. Цветик. Это надо проверить.. Ты знаешь, что такое рифма? Незнайка. Нет. Не знаю. Цветик. Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял? Незнайка. Понял. Цветик. Ну, скажи рифму на слово «палка». Незнайка. Селёдка. Цветик. Какая же это рифма: палка – селёдка. Никакой рифмы нет в этих словах. Незнайка. Почему нет? Они же одинаково оканчиваются. Цветик. Этого мало. Надо, чтобы они были похожи, чтоб получилось складно. Вот послушай: палка – галка, печка- свечка, книжка – шишка. Незнайка. Понял, понял! Палка – галка, печка- свечка, книжка – шишка! Вот здорово! Цветик. Ну, придумай рифму на слово «пакля». Незнайка. Шмакля! Цветик. Какая шмакля! Разве есть такое слово? Незнайка. А разве нету? Цветик. Конечно, нету. Незнайка. Ну, тогда рвакля. Цветик. Что за рвакля такая? Незнайка. Ну, когда рвут что – нибудь, вот и получается рвакля. Цветик. Врёшь ты всё. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают. А не выдумывать. Незнайка. А если я не могу подобрать другого слова? Цветик. Значит, у тебя нет способности к поэзии. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи. Незнайка. Неужели это так просто? Цветик. Ещё как просто! Главное – способности иметь. Вот послушай, какое я стихотворение хорошее написал: Огромный шар, надутый паром, Поднялся в воздух он недаром. Наш коротышка, хоть не птица, Летать он всё – таки годится. И всё доступно уж, эхма! Теперь для нашего ума! . Беседа. Учитель: Ребята, вам стихи понравились? (Да, есть и ритм, и рифма. Но нет таланта у Цветика.) Для стихов нужно умение чувствовать прекрасное, передавать свои мысли , ведь стихи приносят радость, помогают пережить высокие чувства, делают нас лучше, заставляют сопереживать. Давайте послушаем стихи, написанные талантливыми авторами, и попробуем стать талантливыми читателями. Представим, о чём говорится в данном стихотворении. Новелла Матвеева.»Кораблик» (читает ученик) Жил кораблик, весёлый и стройный, Над волнами, как сокол, парил. Сам себя, говорят, он построил, Сам себя, говорят, смастерил. Сам смолою себя пропитал, Сам оделся и в дуб, и в металл, Сам повёл себя в рейс – Сам свой лоцман, Сам свой боцман, Матрос, Капитан. Шёл кораблик, шумел парусами, Не боялся нигде ничего. И вулканы седыми бровями Поводили при виде его. Шёл кораблик, шумел парусами, Корчил рожи последним царям, Все ли страны в цвету, всё ль на месте,- Всё записывал, всё примечал. Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки С ним встречались другие суда: Постоят, посудачат минутку И опять побегут кто куда. Шёл кораблик, о чем – то мечтал, Всё, что видел, на мачты мотал, Делал выводы сам- Сам свой лоцман, Сам свой боцман, Матрос, Капитан. . Учитель: - Что бы вы нарисовали, прослушав это стихотворение? Какие краски использовали? (Светлые, яркие) ЗАЩИТА РИСУНКОВ - Какой из рисунков самый удачный? - На кого похож кораблик? ( Любознательный, шаловливый ребёнок.) - Какими словами подтверждается? - На кого похожи вулканы? (На стариков) Такой литературный приём, когда неживые предметы, явления изображаются в виде живых существ, называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Учитель: - Посмотрите ещё раз на текст стихотворения. Какое слово чаще всего повторяется? (Сам. Герой хочет сам отвечать за свои поступки.) - Хорошо ли это – отвечать за свои поступки? (МНЕНИЯ)
 
ВЫВОД: Хорошее стихотворение учит читателя быть хорошим. О стихах Цветика этого не скажешь. Учитель: Большую роль в стихотворении играют не только слова, но и звуки. Рисуется живая картина жизни. Внимательно послушайте стихотворение замечательного поэта, который писал для детей и взрослых, С.Я.Маршака «Дождь». Как автор передаёт грохот грома и стук дождевых капель? (Звук Р, предлог ПО) (читает ученик) По небу голубому Проехал грохот грома. И снова всё молчит. А миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зелёным листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По вёдрам и по лейкам Пролётный дождь стучит. Учитель: Послушайте ещё одно стихотворение. Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, И дождь шуршит, И мышь, шурша, в нору спешит. А там тихонечко шуршат Шесть шустрых маленьких мышат… (П.А.Усачёв) ИТАК, запомним ещё одно понятие – ЗВУКОПИСЬ. Учитель: Мы уже говорили, что для настоящей поэзии характерна взволнованность, задушевность. Это называется так : ЛИРИЗМ. Чтобы понять, проделаем такую работу. Вы не раз видели одуванчик. Опишите его. А теперь послушаем поэта. Е,А.Благинина «Одуванчик» Как прохладно в чаще еловой! Я цветы в охапке несу… Одуванчик белоголовый, Хорошо ли тебе в лесу? Ты растёшь на самой опушке, Ты стоишь на самой жаре. Над тобой кукуют кукушки, Соловьи поют на заре. И гуляет ветер душистый, И роняет листья в траву… Одуванчик, цветок пушистый, Я тебя тихонько сорву. Я сорву тебя, милый, можно? И потом отнесу домой. …Ветер дунул неосторожно – Облетел одуванчик мой. Посмотрите, вьюга какая В середине жаркого дня! И летят пушинки, сверкая, На цветы, на траву, на меня. Учитель: - Какими словами рисует поэт одуванчик? - Какие из них употреблены в переносном значении? (МЕТАФОРА)
 
ВЫВОД: Поэт видит красоту в нашей скромной природе. Стихи утверждают торжество жизни, развивают чувство прекрасного. Замечательно, если мы поймём автора.



Выводы: Чему научил урок? (Итак, читать и понимать стихи необходимо. Они дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас чуткими, добрыми, эмоционально возвышенными.) Домашнее задание (по группам):
 
1.РЕЖИССЁРЫ: Продумать кадры фильма о чудаке, которого стали называть поэтом.
 
2. ХУДОЖНИКИ: выделить детали одежды героев, пейзажа
 
3. Подготовиться к выразительному чтению наизусть любимых стихотворений разных авто
Категория: Русский язык и литература | Добавил: школа
Просмотров: 1362 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0