Понедельник, 06.05.2024, 16:48
Приветствую Вас Гость | RSS



            
  Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
р.п.Лунино имени Артамонова Н.С.

442730, Пензенская область, р.п.Лунино, ул.Мясникова, 42, 8(84161)3-13-09, school1.lun@yandex.ru

Меню сайта

442730, Пензенская область, р.п.Лунино, ул.Мясникова, 42, 8(84161)3-13-09, luninoschool1@yandex.ru

Форма входа

442730, Пензенская область, р.п.Лунино, ул.Мясникова, 42, 8(84161)3-13-09, luninoschool1@yandex.ru

Категории раздела
Поиск

Из опыта работы

Главная » Файлы » Химия

Урок чистой воды
11.12.2010, 12:58
Урок «чистой воды» в 9-ом классе
 
Подготовила: учитель химии МОУ СОШ №1 р.п. Лунино Мещерякова Ольга Евгеньевна.
Цель:
1. сформировать у учащихся бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России;
2. побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем, а, главное, в будущем.
3. донесение информации о водных ресурсах мира, России, региона (местности) и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России.
 
 Оборудование: физическая карта России и Пензенской области, глобус, таблицы "Расход воды на различные нужды", рисунки на экологическую тему, рефераты учащихся о воде, презентация.
 
     Наш урок я хочу начать словами В. И. Вернадского: «... она стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества — минерала, горной породы, живого тела, которое ее не заключало бы. Все земное вещество ... ею проникнуто и охвачено"
 
-О каком веществе идет речь? Поэты посвящали ей удивительные строки, вот некоторые из них: В кружева будто одеты деревья, кусты, провода. И кажется сказкою это, А в сущности — только вода. Безбрежная ширь океана И тихая заводы пруда, Струя водопада и брызги фонтана, И все это — только вода. Вода — самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле.
 
   Сегодня на уроке мы будем говорить о воде. Сегодня по всей стране проходит необычный урок. Он называется «Всероссийский урок чистой воды».
 
   Наш урок пройдет в форме путешествия по стране Гидросферия. На пути нашего следования нам встретятся различные станции. На которых нас ждут гиды, которые расскажут о достопримечательностях. 1 станция географическая. Здесь вы узнаете о распространении воды в природе Вода на земле – самое распространенное вещество. На глобусе хорошо видно, что только 1/4 поверхности нашей планеты занимает суша, а остальные 3/4 – вода. Космонавты, впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что она выглядит не как "земной” шар, а скорее как водяной (демонстрирует глобус). 97-98 % всей воды приходятся на морские воды пресной воды на Земле относительно немного и 2—З %, лишь 1 % из этого малого количества пресных вод находится в жидком состоянии, а 75 % скованы могучими льдами. Остальные 24 % — это подземные воды, которые не так- то легко поднять на поверхность. Таким образом, запасы пресной воды в реках, озерах и т. д., которую можно получить без особых затрат, составляют всего 0,02—0,03 %. Отсюда вытекает проблема бережного отношения к водным ресурсам. Поэтому ее необходимо беречь.
 
    Представьте себе, что вода исчезла бы из нашей жизни. Появились бы мрачно сияющие глазницы морских и океанических впадин, покрытые толстым слоем соли. Пересохли бы русла рек, замолкли бы родники. Горные породы стали бы разрушаться, поскольку в их состав тоже входит химически связанная вода. Ни кустика, ни единого живого цветочка, ни единого живого существа на Земле не осталось бы. Значение воды трудно переоценить. Россия отличается изобилием природных вод, хорошо развитой речной сетью, она омывается водами 12 морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковому Каспийскому морю. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и других объектов водного фонда. Тем не менее, богатейшие водные ресурсы крайне неравномерно распределены по территории страны. Наибольшее количество рек протекает в северных и горных районах, наименьшее - в южных. Приглашаем на заочное путешествие по удивительнейшим местам нашей голубой планеты.
 
  НА земле существует много уникальных памятников живой природы. О некоторых из них мы вам сейчас расскажем. Первая наша остановка – озеро БАЙАЛ Озеро Байкал - необыкновенное явление на нашей голубой планете, одно из величайших озёр в мире. Оно самое глубокое, самое большое по объему пресной чистейшей воды (20% мировых запасов). Байкал – одно из древнейших озёр мира: ему около 25 миллионов лет. Более 300 рек и речек впадает в Байкал. Мать-Природа мудра. Она спрятала подальше от своих неразумных детей, в самый центр Сибири, этот последний живой колодец планеты. Несколько миллионов лет создавала природа это чудо - уникальную фабрику чистой воды. Байкал поражает красотой, богатством фауны, своей уникальностью и неповторимостью. Подсчитано, что 60% из 2630 видов животных и растений, встречающихся на озере, не встретишь больше нигде в мире» Коренные жители считают Байкал священным, и многие относятся к нему не как к озеру, а как к живому, разумному и мудрому существу. С ним связано очень много легенд и поверий. Коренной бурят не позволит себе без нужды даже камень прибрежный швырнуть в озеро: « Байкал его волной положил в это место, значит, здесь он и должен лежать!» Местные жители утверждают, что давно их предки рассказывали про воронку посередине озера, которая ведет в Северный Ледовитый океан. С одной стороны, это нелепо, а с другой,… откуда в озере появилась нерпа? Байкал – чистоплотное озеро. Каждую соринку, любой мусор он выбрасывает на берег. Байкал – одно из красивейших мест на планете. Но оно тоже нуждается в нашей защите. Достопримечательности Камчатки. Долина гейзеров - бесспорное Чудо Света, драгоценнейшея реликвия природы.
 
    Долина Гейзеров – крохотный участок земли, насыщенный чудесами, словно музей-сокровищница, и глубоко запрятанный природой в горных урочищах Камчатки. Долина Гейзеров была открыта сравнительно недавно- в апреле 1941г. В долине более 20 крупных гейзеров Есть гейзеры, которые фонтанируют каждые 10-12 минут, а есть такие, что извергаются один раз в 4-5 часов. Клубы пара, фонтаны кипятка, невероятные цвета склонов, по которым струится горячая вода, вместе с буйной зеленью трав и деревьев создают феерическое зрелище. Каждый, впервые попадающий в Долину гейзеров, испытывает на себе ее гипнотическую силу. От восторга и удивления кружится голова. Но Долина гейзеров не прощает ротозейства и ежегодно собирает "дань" из ошпаренных рук и ног. 4 октября 1981 года Долина Гейзеров перенесла "шок". Тайфун "Эльза", пронесшийся над Камчаткой, вызвал такие дожди, что уровень воды в реке Гейзерной поднялся на несколько метров. Вспухший поток грязи и камней протащил по руслу трехметровые валуны, сокрушая все на своем пути. Исчезли многие источники. Как бы ни были велики потери от стихийных бедствий, они не могут даже в малейшей степени оправдать варварство человека. Предел туристической нагрузки, которую способна выдержать Долина гейзеров, очень невелик. Об этом надо помнить нам всем. А теперь мы перенесёмся мысленно в АМЕРИКУ на реку НИАГАРУ, где находится. Ниагарский водопад.
 
    Величественное зрелище Ниагарского водопада привлекает туристов из самых удаленных уголков земного шара. Больше трехсот лет люди идут, плывут, едут и летят сюда, чтобы увидеть это красивейшее место Водопад потрясает мощью падающей водной массы (через нее протекает девять десятых всей ниагарской воды) и грохотом разбивающихся водопадных струй. Воды огромной реки плавно катятся к скальному уступу и с величавым спокойствием падают в бездну с высоты в пятьдесят метров. В половодье толщина водного потока на гребне водопада достигает пяти метров. Верх водяной стены кажется неподвижным. Ее гладкая поверхность напоминает темно-зеленое стекло. А внизу вода кипит и беснуется, образуя гигантские водовороты. Над этим диким апофеозом клокочущих и грозно ревущих струй поднимается на сотню метров вверх белый столб водяной пыли, закрывающий всю середину водопада. Грохот Ниагары слышен за двадцать пять километров, поэтому стоящий рядом с водопадом человек ничего не слышит. История Ниагары полна скрытых драм и трагедий. Всю свою жизнь, десять тысяч лет, река медленно пятится вверх по течению, размывая и подтачивая край уступа, с которого обрушивается вниз. За это время водопад прошел одиннадцать километров, образовав тот самый каньон, в котором теперь беснуется река Ниагара после своего головокружительного прыжка. Скорость отступления в наше время составляет больше метра в год. Это означает, что уникальный памятник природы неумолимо разрушается. Вероятно, в не столь уж далеком будущем человеку придется спасать замечательное творение природы от ожидающей его печальной судьбы. Страшно даже подумать, что это великолепие может исчезнуть когда-нибудь с нашей планеты!
 
   Наш родной Пензенский край также имеет реки, озера. -Назовите реки Пензенской области. -Какие реки протекают по территории Лунинского района. 2 станция биологическая. На данной станции вы узнаете о роли воды для живых организмов. Организм человека на 63—68 % состоит из воды, кровь — на 90 %, мышцы — на 75 % кости — на 28 %, а стекловидное тело глаза — на 99%. В человеческом организме 35 л жидкости непрерывно осуществляют орошение тела. В этот объем входят: 5 л крови, 2 л лимфы, 28 л внутриклеточной и внеклеточной жидкости. Кроме того, в органах человека циркулирует еще несколько жидкостей разного состава: 1,5 л слюны, 2,5 л желудочного сока, 1 л желчи, 0,7 л панкреатического сока. В организме человека есть еще спинномозговая и мозговая жидкость — 0,1— 0,2 л. Все эти жидкости — водные растворы Неорганических и органических веществ. Вода — обязательный компонент каждой юной клетки. Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12—15 % приводит к нарушению обмена веществ, а потеря до 25 % воды — к гибели организма. В некоторых растительных и животных организмах ее количество достигает 90%. Все химические реакции вещества при любом процессе в организме протекают в растворах. Понятно, что чем чище вода, которую мы пьем, тем лучше для нашего организма 3 станция физическая Сейчас ребята послушайте отрывки из научно-популярной литературы, в которых описываются те или иные физические свойства воды. Вы должны заполнить пропуски (назвать эти свойства) и рассказать об их значении. А)От воды зависит климат планеты. Физики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У нее очень большая ... , нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдает его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым выравнивает климат. А от космического холода предохраняют Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере — в облаках и в виде паров Самая замечательная роль океана в том, что он является огромным своеобразным термостатом: летом не дает Земле перегреться, а зимой постоянно снабжает континенты теплом.
 
   Страны, окруженные океаном, обладают мягким морским климатом, и перепады в температуре там в различные сезоны бывают не очень значительными. Но, постоянно удаляясь от побережья в глубь континента, можно наблюдать все большую контрастность температур. Б)Известно, что если стальную иголку положить на поверхность воды, налитой в блюдце, то иголка не тонет. А ведь плотность металла значительно больше плотности воды. Молекулы воды связаны силами. Вода в свободном состоянии принимает шарообразную форму (капiли дождя, мыльный пузырь и т. д.). Силы ... настолько велики, что две смоченные водой пластинки из стекла удается разъединить, прилагал большие усилия. Благодаря большому ... вода легко поднимается по капиллярным каналам на поверхность Земли, движется в тканях расте ний и в клетках живых организмов. Из всех известных в настоящее время жидкостей она уступает только ртути Скрытая ... и теплота парообразования играют исключительно важную роль в системе атмосфера — гидросфера — литосфера. Таяние льда и снега связано с огромными тепловыми затратами, поэтому процесс этот происходит постепенно, и паводковые воды, как правило, сходят медленно, не причиняя ущерба. Лишь в исключительных случаях, когда температура воздуха весной резко повышается, процесс таяния становится таким интенсивным, что приводит к наводнениям, которые приобретают порой угрожающие масштабы. Аномально большую скрытую ... льда мы широко используем, даже не догадываясь об этом, в нашей повседневной жизни. Например, в жаркие летние дни многие охлаждают фруктовые напитки и соки кусочками льда, полагая, что это обусловлено температурой самого льда, а не скрытой ... .
 
   А на самом деле на таяние льда требуется энергия, которая берется из окружающей среды, за счет этого и происходит охлаждение. 4 станция химическая. Восточная мудрость гласит: "Ты то, что ты ешь”. Оказывается, не меньшее значение для нашего здоровья имеет вода, которую мы пьем. Не каждая вода может служить для питья. Природные воды могут содержать минеральные примеси, некоторые из которых вредны для организма. Кроме того, в природной воде могут встречаться болезнетворные бактерии. Поэтому прежде чем пить воду из родников, колодцев и тем более из открытых водоемов, ее необходимо обработать. Простейшим способом является кипячение. К питьевой воде предъявляются определенные требования. По своему внешнему виду питьевая вода должна быть совершенно прозрачной, пресной и не обладать каким-либо запахом. Кроме этого, питьевая вода по своему химическому составу должна быть совершенно безвредной и не содержать болезнетворных микроорганизмов. В больших городах найти источники воды, отвечающей этим требованиям невозможно. Поэтому приходится прибегать к ее очистке. Для очистки питьевой воды в городах строятся водоочистные станции, которые приводят состав воды в соответствие с предъявляемыми требованиями В России практически все станции водоочистки используют в качестве обеззараживающего средства хлор.
 
   Хлор обладает очень высоким дезинфицирующим эффектом и успешно применяется во всем мире очистки воды с 1912 года. Но хлорирование воды дает и побочный отрицательный эффект: часть органических примесей в воде не разрушается (окисляется), а переходит в опасные для человека хлорорганические вещества. Пока загрязнение природной воды было небольшим, побочный эффект не представлял опасности. Но с ростом населения, промышленного и сельскохозяйственного производства возрастало и загрязнение природных вод. В настоящее время, кроме хлора, для обработки воды применяют: – вещества, содержащие активный хлор (гипохлориты); – двуокись хлора; – перекись водорода; – озон; – специальные виды Какую воду мы с вами пьем. О состоянии водных ресурсов в нашем поселке расскажет заведующая бактериологической лаборатории ЦРБ Львова Г. А. -Сейчас вы сами определите качество воды в нашей школе. Некоторые показатели, обеспечивающие благоприятные свойства воды: 1. Цвет. Налейте в пробирку 5-7 мл исследуемой воды. Определите ее цвет. Чистая вода — бесцветная жидкость. 2. Мутность. При попадании в воду не растворимых частиц она становится мутной. При использовании такой воды часто требуется ее предварительная очистка. 3. Кислотность (рН). для определения кислотности воды смочите полоску универсальной индикаторной бумаги исследуемой водой и сравните со шкалой. В норме рН воды составляет 6,5—8,5. Если рН образца меньше этого предела, то вода имеет кислотную среду, если выше, то щелочную. 4. Запах. Запах определяют эпитетами: землистый, хлорный, рыбный, травяной, болотный, гнилостный.
 
    Силу запаха выражают по 5-балльной шкале. 1 балл — запаха нет или он очень слабый (обычно не замечается); 2 балла — запах слабый (обнаруживается, если на него обратить внимание); 3 балла — запах заметный (легко замечается и может вызвать неодобрительные отзывы о воде); 4 балла — запах отчетливый (вызывает воздержание от питья); 5 баллов — запах сильный (вода совершенно непригодна для питья). Сделайте вывод о качестве воды. 5 станция Эколого-экономическая. Наша страна обладает пятой частью мировых запасов пресной воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира. На земле есть такие регионы, где люди десятками тысяч умирают от голода и болезней, связанных с острейшим дефицитом воды. А уже в ближайшее время почти 3 миллиарда человек будет испытывать её нехватку. Казалось бы, при огромном водном запасе России не угрожает проблема дефицита воды. Но чтобы сохранить этот важнейший ресурс, мы должны бережно к нему относиться, так как любые запасы можно исчерпать. Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получит только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, необходимых живому организму. Морская вода содержит избыток различных солей, поэтому она также для питья не годится. Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и пищей, составляет, в зависимости от климатических условий, физиологического состояния и физических нагрузок, 3-6 л в сутки. Чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас остро ощущается во многих регионах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадает большое количество различных ядовитых веществ. Немалый вред чистоте рек наносят жители, живущие недалеко от рек.
 
     Вот какую картину можно увидеть на берегу реки Шукша. Статистические сведении по потреблению питьевой воды: 1. Москва – 700 литров воды в сутки на одного жителя 2. Санкт-Петербург – 300 литров в сутки на одного жителя 3. Минск – 260 литров в сутки на одного жителя 4. Нью-Йорк – 387 литров воды в сутки на одного жителя 5. Вена – 170 литров воды в сутки на одного жителя 6. Лондон – 160 литров воды в сутки на одного жителя 7. Пензенской области– 266 литров воды в сутки на одного жителя 6 станция литературно-художественная. Испокон веков о воде создавались легенды, песни, сказания, пословицы и поговорки. Многие художники на своих полотнах изображали воду. Композиторы воспевали реки в своих произведениях Давайте послушаем, какие нашли пословицы и поговорки ваши товарищи о воде. -Вода камень точит. -Правда в огне не горит и в воде не тонет. -Пролитую воду не соберёшь -Бабушка надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. -Чтобы рыбку съесть, надо вводу лезть. -Нужно наклониться, чтобы воды напиться. А теперь послушаем загадки -Бегу я как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик - в роднике, А широкий – море Ни в огне не горит, Ни в воде не тонет Кругом вода, А с питьем беда. День и ночь шумит, А голос не погаснет. Еду, еду – следу нет; Режу, режу – крови нет; Рублю, рублю – щепок нет. Два братца В воду глядятся, А век не сойдутся. Без рук, без ног, На брюхе ползет Наше путешествие по стране Гидросферия подходит к концу. И в заключении мне хочется сказать слова А. Сент-Экзюпери «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете» «Вода – первоначало всего» - с этим высказыванием Фалеса Милетского трудно не согласиться. Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар.
 
   Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. Учителям и родителям необходимо воспитывать в детях ответственное отношение к водным ресурсам, предлагать более активно участвовать в проектах по защите окружающей среды. Одна из первоочередных задач нашего урока вместе – составить реальный план действий по охране окружающей среды и защите водоемов в нашем регионе, области, районе, вблизи школы или дома. Ваши примерные выводы: Что делать? -Бытовые и промышленные стоки не сбрасывать в естественные водоемы, а очищать и употреблять многократно; -Очищать городские канализационные стоки; -Употреблять минеральные удобрения так, чтобы их излишки не попадали в водоемы; -Усовершенствовать уборку животноводческих ферм; -Каждому человеку необходимо экономить воду - Следить за исправностью труб и кранов; - установить счетчики контроля потребления воды. -не засорять источники воды – родники, реки, озера: - не бросать мусор, не оставлять его на берегах рек, озер; - если вы стали свидетелями нарушения санитарных норм, то сообщите об этом взрослым. - Вести пропаганду бережного отношения к воде: - пишите статьи и публикации на данную тему; - рассказывайте друзьям и знакомым о бережном отношении к воде; - участвуйте в экологических десантах. Ребята! Если ваши руки в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда вам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Жить нельзя нам без ……воды! Так берегите же этот чудесный дар природы!
РАЦИОНАЛЬНО ЕГО ИСПОЛЬЗУЙТЕ!
 
Категория: Химия | Добавил: школа
Просмотров: 2463 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0